Четверг, 26.12.2024, 22:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Это интересно [28]
Нормативно-правовая документация [3]
Учитель, как много в этом слове... [5]
Полезные интернет-ресурсы [3]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 139
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Полезные ссылки
Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание духовности и нравственности на уроках английского языка

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

"Великий немецкий поэт Иога́нн Во́льфганг фон Гёте говорил, что человек, знающий два языка, дважды человек".

 Процесс обучения учеников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.

Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка. Ведь одна из целей при изучении иностранного языка должна выступать, по мнению Е. И. Пассова (Ефи́м Изра́илевич Па́ссов – российский лингвист, специалист в области методики иноязычного образования), не только прагматичные знания, навыки и умения, но и образование. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности.

В связи с этим необходимо включать учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной с выработкой у школьников необходимых моральных качеств.

Выбор способа воспитания на уроках иностранного языка осуществляется в соответствии с темой урока. Можно сказать, что любая программная тема позволяет включить в обсуждение вопросы, связанные с духовными и нравственными качествами личности. При обсуждении тем в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как:

- проблемы толерантности,

-проблемы современной семьи,

-проблемы образования,

-проблемы, связанные с работой, профессиональным ростом,

-проблемы благотворительности,

-проблемы национальной культуры.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию ученика на уроке иностранного языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими людьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всей группе, в то время как группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого студента.

И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Модульная организация материала, которая лежит в основе обучения по учебно-методическому комплекту «Spotlight» (В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко) даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствует раздел «Spotlight оn Russia» («Россия в фокусе»). В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Для достижения этих целей на уроках английского языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы.

Важную роль в процессе воспитания играют наглядные пособия, а также технические средства обучения. Большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильм, так как одним из его достоинств является эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у студентов личностного отношения к увиденному и услышанному на уроке иностранного языка.

Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры. Во время просмотра видеофильма ученики имеют возможность, например, погрузиться в атмосферу взаимоотношений носителей языка, наблюдать за особенностями их мимики и жестов.

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учеников, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, ученикам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Например, при изучении цикла тем о традициях и обычаях Великобритании мы изучаем не только культурные традиции и обычаи, но способы общения носителей языка. На вводном уроке можно организовать просмотр фильма на языке о традициях и обычаях страны изучаемого языка, просмотреть новый лексический материал. Следующий урок следует посвятить закреплению лексики и нового информационного материала. На последующих уроках берутся наиболее известные традиции и обычаи страны. Позднее можно рассмотреть традиции и обычаи своей страны в сравнении с английскими, выделить особенности, факты, которые нравятся или не нравятся ученикам. Затем сделать сравнение традиций и своей страны, страны изучаемого языка и своей малой родины.

На основании теоретического анализа и изучения передового педагогического опыта по проблемам духовно-нравственного воспитания учеников средствами изучения иностранного языка можно сделать следующие выводы. Изучение иностранного языка:

-повышает духовно-нравственную культуру,

-развивает логическое мышление,

-оказывает большое влияние на память,

-расширяет кругозор,

-повышает общую культуру.

Литература

1.   Аверкиева, Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников [Текст] / Г.В. Аверкиева //Ребенок и современный мир. – Архангельск, 2001. C. 55-60.

2. Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С. Метелягина [Текст] /В.С. Агапов //Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2001. - C. 31-35.

3. Власова, Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике [Текст] / Т.И. Власова //Педагогика - 2006. - №10 - С 36-42.

4. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей [Текст] /А.С. Макаренко Избр. пед. соч. - М., 1977. - Т.2

5. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка [Текст] /Е.И. Пассов //Настольная книга преподавателя иностранного языка. - М.: Глосса-пресс Феникс, 2010.

6. Интернет ресурсы.

Категория: Мои статьи | Добавил: тимоново (26.03.2013)
Просмотров: 1641 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Корзина
[23.11.2011]
WELCOME TO MY SITE!!! (3)
[23.11.2011]
ОБО МНЕ (1)
[27.12.2011]
HAPPY NEW YEAR!!! (0)
[28.12.2011]
We Wish You A Merry Christmas (0)
[25.01.2012]
Поздравляю всех бывших, настоящих и будущих студентов с их праздником!!! (0)
[15.02.2012]
Saint Valentine's Day (1)
[07.03.2012]
Women's Day (0)
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright Анна Викторовна Давыдова © 2024   Банк Интернет-портфолио учителей Сайт Каталог сайтов